Михаил Лермонтов
стихотворение
«Казачья колыбельная песня»

Спи, младенец мой прекрасный,
          Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
          В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
          Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
          Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
          Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
          Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
          Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
          Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
          Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
          И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
          Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
          Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
          И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
          Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
          Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
          Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
          Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
          По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
          Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
          Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
          Образок святой:
Ты его, моляся богу,
          Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
          Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
          Баюшки-баю.

Короткая справка

Стихотворение было написано в 1838 году. Существует несколько преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия - написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка.


«Колыбельная» принадлежит к той части лучших произведений Лермонтова, где поэт предстает перед читателем не в обычном для него одиноком, горьком и протестующем противостоянии окружающему миру, а «любить готовый, с душой, открытой для добра».


Также в стихотворение сказалось близкое знание Лермонтова военного быта казаков и казачьего фольклора.



Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
(знаменитый литературный критик)

Знаменитый литературный критик пушкинской эпохи В. Г. Белинский писал о «Казачьей колыбельной песне»: «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, ... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - все это воспроизведено поэтом во всей полноте».


 
Тексты произведений, фотографии, автографы и дополнительная информация к стихам
для нашего «Сборника», предоставлены литературным порталом «Стихи 19-20 веков»