Михаил Лермонтов
стихотворение
«Не верь себе»

            Que nous font après tout les vulgaires abois
            De tous ces charlatans qui donnent de la voix,
            Les marchands de pathos et les faiseurs d’emphase
            Et tous les baladins qui dansent sur la phrase?
                                           (A. Barbier)1



Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
      Как язвы, бойся вдохновенья...
Оно — тяжелый бред души твоей больной
      Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи —
      То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
      Разлей отравленный напиток!

Случится ли тебе в заветный, чудный миг
      Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
      Простых и сладких звуков полный, —
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
      Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
      Не передашь ты их значенья.

Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
      Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,
Не выходи тогда на шумный пир людей
      С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
      То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
      На диво черни простодушной.

Какое дело нам, страдал ты или нет?
      На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
      Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
      Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
      Слезы не встретишь неприличной.

А между тем из них едва ли есть один,
      Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
      Без преступленья иль утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
      С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
      Махающий мечом картонным...


* * *

1 Какое нам, в конце концов, дело до грубого крика
            всех этих горланящих шарлатанов,
    продавцов пафоса и мастеров напыщенности и всех
            плясунов, танцующих на фразе?
                         О. Барбье. (Франц.).


Короткая справка

Стихотворение позднего Лермонтова, написано в 1839 году. В произведение переплелись центральные для поэзии Лермонтова, повторяющиеся в разнообразных вариациях темы одиночества художника, драматичное взаимоотношений поэта и общества и где впервые так остро и трагично прозвучало сомнение в принципиальной возможности диалога между ними.



Анри-Огюст Барбье
Анри-Огюст Барбье
(французский поэт)

Эпиграф к стихотворению взят из «Пролога» к «Ямбам» французского поэта Огюста Барбье, с изменением первого стиха. Вместо «Que me font» («Какое мне дело») Лермонтов написал «Que nous font» («Какое нам дело»).


Смысл стихотворения не был понят многими современниками Лермонтова. Так, например, С. А. Бурачок иронически посоветовал автору «оборотить совет прекрасный самому себе». С. П. Шевырев отнес «Не верь себе» к числу немногих оригинальных стихотворений Лермонтова, расценив его, однако, всего лишь как выпад против «поэтов притворной грусти».



Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич
(знаменитый литературный критик)

Высоко оценил стихотворения Лермонтова знаменитый критик пушкинской эпохи В. Г. Белинский, включив его, вместе с «Думой» и «Поэтом», в поэтический «триумвират». Он находил, что в «Не верь себе» поэт указывает тайну истинного вдохновения, «открывая источник ложного».


 
Тексты произведений, фотографии, автографы и дополнительная информация к стихам
для нашего «Сборника», предоставлены литературным порталом «Стихи 19-20 веков»