Михаил Лермонтов
поэма
«Гошпиталь»

                              1


Друзья! вы помните, конечно,
Наш Петергофский гошпиталь;
И многим, знаю я, сердечно
С ним расставаться было жаль.
Там, антресоли занимая,
Старушка дряхлая, слепая
Жила с усастым ямщиком...
Но дело вовсе не о том!
Ее служанка молодая
Нескромной бойкостию слов,
Огнем очей своих лазурных
Пленила наших грозных, бурных,
Неумолимых юнкеров.
И то сказать: на эти очи,
На эту ножку, стан и грудь
Однажды стоило взглянуть,
Чтоб в продолженье целой ночи
Не закрывать горящих глаз
И ...... по меньшему — пять раз!

                              2

Однажды, после долгих прений
И осушив бутылки три,
Князь Б., любитель наслаждений,
С Лафою стал держать пари.
«Клянуся! молвил князь удалый,
«Что нашу польку в эту ночь
«Я .....» — Поди ты прочь! —
— «Шесть штук шампанского?»
— Пожалуй!
— И разошлись. — Проходит день...
Заря угасла. — Вечер ясный.
У тесной лестницы, как тень,
Наш князь вертится ежечасно.
И вот на первую ступень
Он ставит трепетную ногу:
Доска проклятая скрипит,
Боится он поднять тревогу.
— Как быть? Вернуться? Страх и стыд.
А ...-то! Брандером стоит!
Он осушает с ромом фляжку,
Скидает всё: портки, рубашку.
«Courage! mon cher! — allons, скорей!»
Кричит Choubin из-за дверей.

                              3

И ободренный винным паром
Наверх вскарабкался наш князь;
Прижал защелку — входит с жаром.
Руками за ... свой держась;
Чердак похабный, закоптелый
Едва лампадой озарен,
Г.... и пыль со всех сторон.
В широких креслах, в кофте белой,
В очках, недвижна, как гранит,
Слепая барыня сидит.
Она чепцом почти закрыта...
И мыслит пьяный волокита:
«Она должна быть!.. подойду!»
И вот, приближась с быстротою,
Он дерзновенною рукою
Хватил старушку за .....:
«Ага! Ну что? — Попалась, душка!»
— Ах! боже мой! — Да кто же тут?
Мариса, где ты? эй, Андрюшка!
Сюда, — сюда, меня ....!

                              4

В тот самый миг со свечкой сальной
Всходил по лестнице мужик.
Вдруг слышит он: в господской спальной
Зовут на помощь, гам и крик!
Он дверь геройски отворяет,
Ударив кулаком сплеча,
И что ж, о небо! озаряет
Его дрожащая свеча?..
Худая мерзостная .....
В сыпи, заплатках и чирьях,
Вареного краснее рака,
Как круглый месяц в облаках,
Пред ним сияла!.. Свой огарок,
Смутясь немного, мой Андрей
Перекрестясь приставил к ней...
Не вкусен князю был припарок,
И он не медля с языка
Спустил лихого ......

                              5

Меж тем мужик схватил дубину
И лезет к князю... тот назад...
Увы, на княжескую спину
Удары сыплются как град!
— «Эй, господа... ко мне! скорее!..»
— Попался курвин сын... постой,
В другой раз будешь поумнее!
— Вот раз тебе — а вот другой!
— «Ты знаешь ли, я князь!»
— Вот штука!
Когда ж князья .... старух!
— «Пусти же!» — Вишь какой петух!
«..... мать!» — Вперед наука!
Трещит окно, трясется дом,
Шум, грохот, стулья вверх ногами,
Удары вслед за .......
Летят, встречаются — содом!
И видит князь: в чуланчик темной
Открыта дверь — туда скорей.
За ним с дубиною огромной
И со свечей спешит Андрей.
В окно сквозь щели ветер свищет,
Гнилая утварь на полу...
Мужик врага повсюду ищет,
И видит: что-то там в углу!
Но только неуч размахнулся
— Вдруг — точно черт его схватил.
Остановился, заикнулся,
И тихо руку опустил.
В шинели, с грозною шматиной,
Марису обхватя рукой,
Пред ним, кидая взгляд орлиной,
Стоял Лафа, улан лихой!
Огромный, красный прыщ звездою
Блистал среди его чела;
С ... тягучею струею
Еще ....... текла
Закрыв глаза, младая дева,
Бледна и трепетна, как Ева,
Когда архангел Михаил
Ее из рая проводил,
Прижавшись к страшному улану,
В рубашке, спущенной с груди,
Шептала: "Боже! Аx, не стану...
Не бей, Андрюша, погоди!"

                              6

Ужасней молнии небесной,
Быстрее смертоносных стрел,
Лафа оставил угол тесной
И на злодея полетел;
Дал в зубы, сшиб его — ногою
Ему на горло наступил;
— «Где ты, Барятинский, за мною,
Кто против нас?» он возопил.
И князь, сидевший за лоханкой,
Выходит робкою стопой,
И с торжествующей осанкой
Лафа ведет его домой.
Как шар по лестнице скатился
Наш ......... купидон,
Ворчал, ругался и бесился
И морщась спину щупал он.

                              7

Но в ту же ночь их фактор смелый
Клянясь доставить ящик целый,
Пошел Какушкин со двора
С пригоршней целой серебра.
— И по утру смеялись, пили
Внизу, как прежде... а потом?..
Потом?! что спрашивать? забыли,
Как забывают обо всем:
Лафа с Марисой разошелся;
Князь мужика простил давно
И за разбитое окно
С беззубой барыней расчелся,
И, от друзей досаду скрыв,
Остался весел и счастлив.

                              8

Промчались дни... Мариса, где ты?
Где губишь ты младые леты?
Она исчезла!... никогда
Мы не найдем ее следа.
Как храм, лишась своей святыни,
Уныл наш бедный гошпиталь;
Он стал мрачней ночной пустыни...
Смешно вздыхать... а право жаль!

Короткая справка

Эротическая поэма Лермонтова, написана во время учебы в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834).



Школа юнкеров
Школа юнкеров

Поэма была написана для рукописного журнала «Школьная заря», историю возникновения которого рассказал соученик Лермонтова по школе юнкеров Александр Меринский в своих воспоминаниях о Лермонтове:
«Зимой, в начале 1834 года, кто-то из нас предложил издавать в школе журнал, конечно, рукописный. Все согласились, и вот как это было. Журнал должен был выходить один раз в неделю, по средам; в продолжение семи дней накоплялись статьи. Кто писал и хотел помещать свои сочинения, тот клал рукопись в назначенный для того ящик одного из столиков, находившихся при кроватях в наших каморах. Желавший мог оставаться неизвестным. По средам вынимались из ящика статьи и сшивались, составляя довольно толстую тетрадь, которая вечером в тот же день, при сборе всех нас, громко прочитывалась. При этом смех и шутки не умолкали. Таких нумеров журнала набралось несколько. Не знаю, что с ними сталось, но в них много было помещено стихотворений Лермонтова, правда, большей частью, не совсем скромных и не подлежащих печати, как например: «Уланша», «Праздник в Петергофе» и другие».


В тексте копии поэмы «Гошпиталь», было сделано нескольо примечаний:
к стиху 21 (князь Б) - «Барятинский, фельдмаршал»
к стиху 22 (с Лафою) - «Н. И. Поливанов»
к стиху 40 (Choubin) - «Шубин»
а также имелась подпись - «Гр. Диарбекир».



Князь Александр Иванович Барятинский
Князь Александр Иванович Барятинский

Главным героем рассказанного в поэме происшествия, является А. И. Барятинский (впоследствии известный князь), чьи шалости, кутежи, веселые похождения и романические приключения получили в Петербурге широкую известность.



Висковатов Павел Александрович
Висковатов Павел Александрович

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов рассказывает, что из-за «Гошпиталя» Барятинский возненавидел Лермонтова. Собирая материал для биографии поэта, Висковатов обратился и к Барятинскому: «он называл его самым «безнравственным человеком» и «посредственным подражателем Байрона» и удивлялся, как можно им интересоваться до собирания материалов для его биографии». Также, П. А. Висковатов утверждал, что Барятинский был в числе людей, сознательно мешавших служебному продвижению Лермонтова.



Поливанов Николай Иванович
Поливанов Николай Иванович

Поэма «Гошпиталь», несмотря на свой грубый натурализм, довольно точно отражает нравы и быт юнкеров, где царствовал дух разгула и кутежа, имеет точные зарисовки военной жизни и сатирические портреты юнкеров.
Как уже было сказано выше, героями поэмы явились реальные люди, так, например, Лафа - имеет ральный прототив в лице соученика Лермонтова по школе юнкеров Н. И. Поливанова, также в поэме описан товарищ Лермонтова - Михаил Шубин и служитель, исполнявший различные поручения юнкеров - Какушкин.


 
Тексты произведений, фотографии, автографы и дополнительная информация к стихам
для нашего «Сборника», предоставлены литературным порталом «Стихи 19-20 веков»