Михаил Лермонтов
стихотворение
«В Воскресенске»

                          1

(Написано на стенах жилища
Никона. 1830 года)


Оставленная пустынь предо мной
Белеется вечернею порой.
Последний луч на ней еще горит;
Но колокол растреснувший молчит.
Его (бывало) заунывный глас
Звал братии к всенощне в сей мирный час!
Зеленый мох, растущий над окном,
Заржавленные ставни -- и кругом
Высокая полынь -- все, все без слов
Нам говорит о таинствах гробов.
..............................
Таков старик, под грузом тяжких лет
Еще хранящий жизни первый цвет;
Хотя он свеж, на нем печать могил
Тех юношей, которых пережил.

                          2

(Там же в монастыре)

Пред мной готическое зданье
Стоит, как тень былых годов;
При нем теснится чувствованье
К нам в грудь того, чему нет слов,
Что выше теплого участья,
Святей любви, спокойней счастья.
Быть может, через много лет
Сия священная обитель
Оставит только мрачный след,
И любопытный посетитель
В развалинах людей искать
Напрасно станет, чтоб узнать,
Где образ божеской могилы
Между златых колонн стоял,
Где теплились паникадилы,
Где лик отшельников звучал
И где пред богом изливали
Свои грехи, свои печали.

И там (как знать) найдет прошлец
Пергамент пыльный. Он увидит,
Как сердце любит по конец
И бесконечно ненавидит,
Как ни вериги, ни клобук
Не облегчают наших мук.

Он тех людей узрит гробницы,
Их эпитафии пройдет,
Времен тогдашних небылицы
За речи истинны почтет,
Не мысля, что в сем месте сгнили
Сердца, которые любили!..

Короткая справка

Cтихотворение раннего Лермонтова, написано в 1830 году, под впечатлением от посещения одного из подмосковных монастырей.


В рукописи имеется помета, сделанная рукой Михаила Лермонтова: «(В Воскресенске)». В Воскресенске находился Новоиерусалимский монастырь; к западу от него — построенный в 1658 скит (или пустынь) основателя монастыря патриарха Никона.


В первой части стихотворения, сопровожденной пометой: «Написано на стенах (пустыни) жилища Никона. 1830 года», — старинное, заброшенное здание сравнивается со стариком, пережившим рано умерших юношей.


Во второй части, с пометой «Там же в монастыре», появляется характерная для Лермонтова тема человека, который и за монастырской стеной не может изгнать из своего сердца снедающих его «мирских» чувств.


 
Тексты произведений, фотографии, автографы и дополнительная информация к стихам
для нашего «Сборника», предоставлены литературным порталом «Стихи 19-20 веков»